ПРОТОКОЛ № 35

Категории

Новости

Поиск

Архив новостей

2022-11

2022-10

2022-09

2022-08

2022-07


Статистика

Новостей: 4322
Заметок: 12776
Человек на сайте: 42


ПРОТОКОЛ № 35

Автор:

Дата: 2013-07-04

ОБЩЕСТВЕННЫЙ СОВЕТ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ КОРРУПЦИИ В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
«ВЕШКАЙМСКИЙ РАЙОН»

ПРОТОКОЛ № 35
семинара на тему: «Независимая антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов: проблемы и перспективы правового регулирования»

от 19 июня 2013 года                                                                                  село Стемасс

На семинаре присутствовали:
- председатель Общественного света по профилактике коррупции в муниципальном образовании «Вешкаймский район», начальник управления правового обеспечения администрации муниципального образования «Вешкаймский район» - Ломакин Алексей Владимирович;
- помощник Губернатора Ульяновской области на общественных началах, член Общественного совета по профилактике коррупции в муниципальном образовании «Вешкаймский район» - Чиндина Наталья Юрьевна;
- сотрудник управления правового обеспечения администрации муниципального образования «Вешкаймский район», член Общественного совета по профилактике коррупции в муниципальном образовании «Вешкаймский район» - Самосудова Ирина Валерьевна;
- член Общественного совета по профилактике коррупции в муниципальном образовании «Вешкаймский район» - Ладанов Анатолий Владимирович;
- член Общественного совета по профилактике коррупции в муниципальном образовании «Вешкаймский район» - Абрамова Наталья Николаевна;
- начальник управления образования администрации муниципального образования «Вешкаймский район» - Стельмах Татьяна Николаевна;
- глава администрации муниципального образования «Стемасское сельское поселение» – Филиппова Татьяна Николаевна;
- другие сотрудники администрации муниципального образования  «Стемасское сельское поселение», Совета депутатов муниципального образования «Стемасское сельское поселение» - 7 человек.
Семинар провел: председатель Общественного света по профилактике коррупции в муниципальном образовании «Вешкаймский район», начальник управления правового обеспечения администрации муниципального образования «Вешкаймский район» - Ломакин Алексей Владимирович.
С вступительным словом выступил Ломакин Алексей Владимирович - председатель Общественного совета по профилактике коррупции в муниципальном образовании «Вешкаймский район», начальник управления правового обеспечения администрации муниципального образования «Вешкаймский район»:
- «Состояние коррупции в различных сферах жизнедеятельности стало одной из самых серьезных угроз, препятствующих гармоничному развитию российского государства и общества. Ее общественная опасность признается большинством руководителей органов государственной власти, политическими и общественными деятелями. В связи с этим на территории России начинают создаваться положительно зарекомендовавшие себя за рубежом, на федеральном, региональном и муниципальном уровне механизмы по сдерживанию коррупционного поведения в различных сферах социального управления.
Особое место среди механизмов сдерживания коррупции на социально терпимом уровне специалистами отводится специфической мере профилактического воздействия на нее - антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и их проектов. Это антикоррупционное средство доказало свою эффективность при его апробации на федеральном и региональном уровне.
Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов как антикоррупционное средство первоначально было законодательно закреплено на федеральном уровне в ст. 6 Федерального закона "О противодействии коррупции"*(44). Несколько позже правовому регулированию антикоррупционной экспертизы был посвящен специальный федеральный законодательный правовой акт - Федеральный закон "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов"*(45) и ряд других нормативных правовых актов, подготовленных для его реализации и эффективного применения.
Действующее российское антикоррупционное законодательство предусматривает производство следующих видов антикоррупционных экспертиз нормативных правовых актов и их проектов - государственную, общественную и независимую.
Государственную антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов и их проектов проводят государственные органы местного самоуправления и их должностные лица, уполномоченные на такую деятельность, а общественную - представители общественных организаций.
Независимую антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов и их проектов проводят независимые эксперты - институты гражданского общества и граждане. При этом для проведения независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов федерального уровня Правительством Российской Федерации предъявлено разумное требование - аккредитация независимых экспертов Министерством юстиции Российской Федерации*(46).
Действующий Порядок аккредитации независимых экспертов, уполномоченных на проведение экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов на коррупциогенность, разработан Минюстом России в марте 2009 г. и обнародован надлежащим образом*(47). В соответствии с действующими федеральными нормативными правовыми актами независимыми экспертами федеральных нормативных правовых актов и их проектов могут быть физические и юридические лица, удовлетворяющие требованиям к аккредитации.
Проведенный нами анализ правового регулирования экспертной деятельности независимых экспертов позволяет сделать вывод о том, что в Российской Федерации созданы правовые основы проведения независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов, а также деятельности независимых экспертов и экспертных учреждений на федеральном уровне и в отдельных субъектах Российской Федерации. Однако отдельные вопросы независимой экспертной деятельности остались вне правового регулирования, начиная с аккредитации независимых экспертов и до учета результатов таковой.
Во-первых, Положение об аккредитации юридических и физических лиц, утвержденное Минюстом России, нуждается в доработке и не только в связи с принятием соответствующего Федерального закона, но и в силу того, что имеет некоторые изъяны, которые следует устранить, а именно:
а) не предусмотрен механизм аккредитации независимых экспертов на новый срок после истечения пятилетнего или разработчики наивно полагают, что после пяти лет потребность в этой деятельности отпадет, либо в силу того, что качество правового регулирования повысится, либо очередная "кампания за чистоту правовых норм" пройдет;
б) не предусмотрена ответственность независимых экспертов юридических лиц за утрату аккредитационных требований или низкое качество экспертной деятельности или за явно "заказной" характер таковой;
в) не предусмотрен порядок рассмотрения жалоб заинтересованной стороны на отказ в аккредитации;
г) не предусмотрен механизм аккредитации в качестве независимых экспертов иностранных граждан и юридических лиц, поскольку Федеральным законом их участие в экспертной деятельности не запрещено.
Во-вторых, в действующих нормативных правовых актах не предусмотрен механизм осуществления экспертной деятельности независимых экспертов. Остается неразрешенным ряд вопросов:
а) могут ли независимые эксперты привлекать на добровольной основе к экспертной деятельности других специалистов, не получивших государственной аккредитации, но обладающих познаниями в определенной сфере жизнедеятельности, и каковы правовые последствия такой комиссионной антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов, как это предусмотрено для органов прокуратуры и юстиции?
б) при проведении антикоррупционной экспертизы нормативного правового акта или его проекта независимым экспертом - юридическим лицом все ли указанные в списке на аккредитацию этого юридического лица специалисты обязаны исследовать объект экспертизы или достаточно одного специалиста? И кто именно должен подписывать такое заключение? Руководитель юридического лица или специалист, подготовивший заключение? Пригоден ли для заключения независимого эксперта образец экспертного заключения, разработанный Минюстом России для собственных нужд?
В-третьих, в действующих нормативных правовых актах о правовом регулировании антикоррупционной экспертизы не урегулирован порядок рассмотрения экспертных заключений, полученных субъектами правотворчества от независимых экспертов, содержащих в себе предложения по устранению выявленных ими коррупциогенных факторов, а также порядок подготовки и направления письменных уведомлений о результатах рассмотрения таких заключений субъектами правотворчества.
В-четвертых, не во всех субъектах Российской Федерации и тем более органах местного самоуправления нормативными правовыми актами предусмотрено проведение независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов.
На наш взгляд, для совершенствования механизма правового регулирования независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов на федеральном уровне, в субъектах Российской Федерации и органах местного самоуправления необходимо следующее:
- привести федеральные подзаконные нормативные правовые акты в соответствие с федеральным антикоррупционным законодательством;
- Правительству Российской Федерации потребовать от высших должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации повсеместного исполнения п. 3 Постановления Правительства Российской Федерации*(48), а высшим исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации принять необходимые нормативные правовые акты о порядке проведения независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов;
- органам местного самоуправления принять необходимые нормативные правовые акты, регулирующие порядок и механизмы проведения независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов;
- заинтересованным органам власти осуществлять мониторинг эффективности правового регулирования деятельности независимых экспертов, наделенных правом производства антикоррупционной экспертизы.
Безусловно, изложенное нами не может в целом решить всех проблем, связанных с правовым регулированием независимой экспертизы нормативных правовых актов и их проектов, но по крайней мере может оказаться одним из ориентиров по его совершенствованию».
В процессе обсуждения слушали других членов Общественного совета, представителей администрации, приглашенных граждан.
В заключительном слове Ломакин Алексей Владимирович - председатель Общественного совета по профилактике коррупции в муниципальном образовании «Вешкаймский район», начальник управления правового обеспечения администрации муниципального образования «Вешкаймский район» поблагодарил всех за участие в работе семинара. Пригласил всех желающих принять участие в работе Общественного совета по профилактике коррупции в муниципальном образовании «Вешкаймский район».
По результатам работы семинара присутствующим роздан методический материал.

 

Председатель Совета                                                                                  А.В. Ломакин

 

Просмотров: 2735