12 июня 2018 года свой юбилей отметил Николай Васильевич Нарышкин

Категории

Новости

Поиск

Архив новостей

2022-11

2022-10

2022-09

2022-08

2022-07


Статистика

Новостей: 4322
Заметок: 12776
Человек на сайте: 5


12 июня 2018 года свой юбилей отметил Николай Васильевич Нарышкин

Автор:

Дата: 2018-06-15

Сегодня отмечает юбилей Николай Васильевич Нарышкин (Махотин) – член Союза писателей России, Почетный профессор Института культуры мира (ЮНЕСКО), общественный деятель, публицист, краевед, профессор Казанского национального исследовательского технического университета им. А.Н. Туполева, действительный член Российской академии гуманитарных наук (академик), академик Международной гуманитарной академии «Европа-Азия». Автор более 400 работ.

Николай Васильевич родился 12 июня 1938 года в старинном русском селе Кадышево (Покровском) Карсунского района в крестьянской семье Василия Ивановича и Анны Михайловны Нарышкиных.
«Появление мое первое на люди свершилось 12 июня 1938 года в Махотином заулке, что в присурском Кадышеве (Покровском), где-то метрах в ста от Долгой горы и Махотиных тополей и метрах в трехстах от Суры, за которой - живописные луга, украшенные голубыми, кишащим  рыбой, лягушками, ужами и сверкающими нарядами кувшинок озерами», - так Николай Васильевич пишет о своём рождении в первой книге художественно-публицистических очерков «Махотин извоз», которую посвятил родителям и своей семье.
Его детство выпало на тяжёлые военные годы. Отца забрали на фронт, трёхлетний Николай остался с  мамой, бабушкой и четырнадцатилетним братом Ваней.
«В сентябре 1941 года мой тятя, взвалив на себя всю в заплатах, видавшую виды седую котомку и крепко по-русски обняв нас, ушел мимо кадышевского кладбища через мазарочный овраг в сторону перелеска - туда, где шла страшная война. Проводив основного кормильца и поильца на борьбу с кровожадным супостатом, мама, бабушка и четырнадцатилетний брат Ваня, только что окончивший семилетку, впряглись еще крепче в плуг, борону, в телегу и сани. Боль этих ужасных военных лет, конечно же, не прошла и мимо меня - малолетки. Она сразу же пронзила мою детскую душу и до сих пор в душе сидит. Эта боль по-страшному, особенно ночами, тревожно ноет. И было-то мне всего три года, а вот страдания взрослых пришлось разделить... Я вместе с мамой, бабушкой, братом плакал от свалившейся на нас нужды, неимоверной бытовой тяжести. Вместе с родными я голодал, утоляя нестерпимую потребность в пище не белками и жирами животного происхождения, а лебедой, крапивой, разной другой травой, березовыми сережками. Иногда "лакомился" ракушками и ... мясом сусликов. Мы ежились от холода в плохо протапливаемой дырявой старенькой избушке. Вместе с мамой, бабушкой и братишкой я встречал каждую ночь в полумраке, при лучине и под бабушкины печальные причитания-приговоры о злой крестьянской доли. Ежеминутно мы ждали вестей с фронта от моего тяти. * В военные годы, хоть мне и было три-семь лет, я вместе со взрослыми, впрягаясь в плуг, пахал огород. Всю суровую зиму на салазках помогал взрослым из-за Суры талы на дрова возить. Летом был активным участником сенокосных работ: верхом на лошади свозил к омету копешки; раструшал и согребал сено; таскал из неудобий на поляну траву. Лет с пяти ходил с восьмидесятилетней бабушкой Анисьей Архиповной в лес по грибы и ягоды. Полно делал и других дел», - писал Николай Васильевич о своём детстве в книге «Махотин извоз».

Большое влияние на духовное развитие Николая Васильевича оказала его бабушка Анисья Архиповна. Писатель часто её упоминает в своих произведениях.
«В годы раннего детства духовное питание в меня поступало преимущественно от бабушки Анисьи Архиповны - набожной, милосердной, жившей только крестьянским трудом старушки. Бабушка, где бы я с ней ни оказывался, рассказывала мне нескончаемые, будившие во мне фантастические воображения сказки, легенды, былины, были-небылицы. Я и ныне смотрю на мир через окно бабушкиных сказок! Моя бабушка, прожив долгую трудовую жизнь, знала про все на свете и обо всем, крестясь, вздыхая и охая, Бога не гневя, мне сказывала...», - это отрывок из сборника «Махотин извоз».
«Меня всякими небылицами, фантастическими и библейскими историями щедро подпитывала бабушка Анисья Архиповна. Вот была богатая на воображение натура!.. Лёжа на тёплой печке, она могла сутками, не повторяясь, рассказывать всяческие истории, сказки, прибаутки, напевать песни вроде этой:
Как у месяца - у молодца
Крутые рога,
Как у нашего у Коленьки,
Кудрява голова:
По плечам кудри лежат,
Как жар горят…», - из сборника «Добрые сурские сказки», рассказа «Заманиха, или Возвращение к родникам кадышевского Посурья».
Семья для Николая Васильевича всегда имела огромное значение, «сосредоточие, кое называется счастьем». Всегда и во всём поддерживали его родители, свет их любви согревал его, он во многом стремился делать так, как его старший брат – хороший пример для подражания. Бабушка «подпитывала» духовным знанием бытия. Появление на свет сына стало для Николая Васильевича, как он сам пишет, событием «жизнеопределяющим».
«В жизни каждого человека бывает такое событие, которое является жизнеопределяющим. Этим событием в моей жизни явилось рождение 9 сентября 1964 года сына Александра. Ни до, ни после его рождения в моей жизни не было такого счастливого дня! С его рождением я в полной мере ощутил в себе необычное физическое и духовное наполнение. Окружающий меня мир я стал воспринимать наиболее цветущим, переполненным мелодиями торжества жизни. Моя жена Люсенька родила Сашеньку в Ульяновском родильном доме. Когда мне показали в окно роддома только что родившегося сына, меня охватило такое чувство, от которого всюду лилось, разливаясь, божественное духовное сияние, сопровождавшееся ангельским пением, указующим мне дорогу к небесному счастью. Где-то через неделю после своего дня рождения наш с Люсенькой сын Саша совершил первую поездку от Ульяновска до присурского села Кадышева, до теплого, приветливого дома его бабушки Анны Михайловны и дедушки Василия Ивановича Нарышкиных. Ехал Саша, лежа на моих руках, как бы смиренно прислушиваясь к голосам нового для него мира….», - отрывок из многотомника «Русский дневник».

С не меньшей радостью он встретил появление на свет внука, «лучезарного» Андрюши, которого он любит безмерно. И все сказки, написанные Николаем Васильевичем, конечно же, адресованы ему.
«Однажды, когда обвораживающе-дразняще светило апрельское солнце, а по земле стелились густые призывные запахи весны и во всем живом мире начиналась несусветная канитель, мой четырехлетний внук Андрюша на серой неумытой морщине еще не согретого асфальта вдруг заметил... двух каких-то на вид никудышненьких, вконец изморенных и измотанных долгой голодной зимой малюсеньких живых существ, торопливо спешивших куда-то. Это были муравьи. По-особому степенно и осторожно, почти не дыша, Андрюша разглядывал до сих пор для него незнакомое это творение живой природы. Опомнившись от нечаянно нахлынувших на него чувств, внук тихо спросил меня: «Дедуля, кто это, откуда и зачем они?». Его вопрос тут же перенес меня в мое детство, а оттуда - в волшебное царство Заманихи…», - отрывок из книги «Добрые сурские сказки».
Основной темой творчества писателя является жизнь провинциальной России, исследование истории, культуры, быта русского крестьянства, исследования краеведческого характера. Никто столько не собрал материалов о селе Кадышево, о жизни и деятельности сельчан, начиная с самого основания села. Благодаря записям Нарышкина мы можем представить, каким был Сурский край несколько веков назад.
«В "Экономических примечаниях к планам Генерального межевания" Карсунского уезда Симбирской губернии конца XVIII — начала XIX веков дается следующее описание села Покровского, Кадышева тож, принадлежащего графу Александру Матвеевичу Дмитриеву-Мамонову. "№ 22. Село Покровское, Кадышево тож, владения его сиятельства графа Александра Матвеевича Дмитриева-Мамонова в беспорном владении. Под поселением 119 десятин 1900 саженей*. Пашни 3715 десятин 1712 саженей. Покосу 180 десятин 100 саженей. Дровяного лесу 3000 десятин 2300 саженей. Удобной 3428 десятин 387 саженей. Неудобной 692 десятины 1388 саженей. Всего 20 верст 318 дворов 925 м. п. 935 ж. п. по 5-й ревизии 7708 десятин 209 саженей. Селением лежит на гористом месте по течению реки Суры на правой стороне и по обе стороны шести истоков безыменных, и при большой столбовой дороге, лежащей из города Карсуна в город Алатырь. Во оном селе состоит две церкви деревянныя: первая во имя Покрова Божия Матери построена в 1798 году; вторая во имя святителя и чудотворца Николая построена в 1782 году иждивением того села приходских людей, и дом господской, деревянной изрядной архитектуры. И во оном селе имеется казенной питейной дом и еженедельно бывает в четверток базар, на которой съезжаются из городов Карсуна и Котякова купцы и мещане с некоторыми деревенскими товарами, а из ближайших селениев крестьяне с хлебом и с разною деревенскую посудою: колесами, саньми и телегами», - из книги «Паломничество по полю истории древнего русского селения присурского Кадышева (Покровского)».
Земляки Николая Васильевича Нарышкина высоко оценили его труд. В сентябре 2003 г. его имя было присвоено школе села Кадышево Карсунского района Ульяновской области. Николай Васильевич Нарышкин является Почётным гражданином Карсунского района и села Кадышево. А в октябре 2006 г. в селе Астрадамовке Сурского района Ульяновской области был открыт музей Николая Васильевича Нарышкина «Энциклопедия русской жизни», он насчитывает более 500 экспонатов.

Просмотров: 919