Социально-экономическое развитие муниципального образования «Вешкаймский район» за 2016 год и задачи на 2017 год

Категории

Новости

Поиск

Архив новостей

2022-11

2022-10

2022-09

2022-08

2022-07


Статистика

Новостей: 4322
Заметок: 12776
Человек на сайте: 87


Социально-экономическое развитие муниципального образования «Вешкаймский район» за 2016 год и задачи на 2017 год

Автор:

Дата: 2017-06-01

 

Основная задача органов местного самоуправления - это создание благоприятных условий для развития экономики района, улучшение качества жизни,  достижение зримых и ощутимых результатов в повышении уровня благосостояния людей, реализация  намеченных социальных программ, создание комфортной среды для труда и  быта, воспитания и обучения, ведения бизнеса.

Развиваться обособленно в современных условиях без учёта внутренних и внешних факторов на территории района  невозможно, и тем не менее,  с полной уверенностью можно сказать, что мы вступили в новый 2017 год в стабильной социально-политической обстановке, сохранив преемственность в решении вопросов местного значения и выполнении ранее поставленных задач.
Как отметил С.И.Морозов на Муниципальном форуме в январе текущего года «Формула успеха проста: сильный муниципалитет – сильный регион – сильная страна».
На протяжении уже нескольких лет между муниципальными образованиями области идёт неофициальное соревнование за лучшие позиции в областном рейтинге социально-экономического развития муниципалитетов. Рейтинг формируется целым рядом показателей, которые помогают нам лучше понять обстановку в районе, оценить его сильные и слабые стороны, а также принимать меры к улучшению ситуации там, где это необходимо.
По итогам 2016 года динамика основных показателей социально-экономического развития позволила району занять 13 место  среди муниципальных образований Ульяновской области в рейтинге социально-экономической устойчивости.

Наименование сектора

2012г.

2013г.

2014г.

2015г.

2016г

Сельскохозяйственный

6

4

7

20

3

Доходы населения

14

12

17

17

18

Социальный

8

11

5

6

16

Финансово-инвестиционный

13

5

13

7

5

Общий

12

5

17

18

13

По данным единого статистического государственного регистра на территории района зарегистрировано 168 предприятий и организаций и 353 индивидуальных предпринимателя.  По видам экономической деятельности 34,5 % хозяйствующих субъектов относится к производственной сфере и 65,5% - к сфере оказания услуг.
Предприятиями района в 2016 году произведено товаров, выполнено работ и оказано услуг в действующих ценах на 1 096,14  млн. руб. Темп роста объёмов производства товаров и услуг к уровню 2015 года составил 111,2% или  + 114,94 млн. руб.
Отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами в действующих ценах на 644.6 млн. рублей, в том числе:  продукции сельского хозяйства  на 115,0 млн. руб., продукции обрабатывающих производств на 27,4 млн. рублей, производство и распределения электроэнергии, газа и воды  на  322,7 млн. рублей.  Темп роста отгруженных товаров собственного производства составил к уровню 2015 года 122,4%.
Объем промышленной продукции в наибольшей степени определяется изменением объема производства и распределение электроэнергии, газа и воды. Индекс производства и распределения электроэнергии, газа и воды составил 137,4%, обрабатывающих производств только  83.1%.
В структуре обрабатывающих производств продукция лесной отрасли занимает ведущее место. Доля лесной отрасли, включая лесозаготовку и деревообработку, в общем объеме произведенной продукции составляет 86 %.
Промышленное производство района предоставляют:
- лесопромышленные предприятия – общества с ограниченной ответственностью «Шарловский леспромхоз»,  «Рамщик»,  «Вешкаймское  лесное хозяйство»;
-   предприятия пищевой промышленности , общества с ограниченной ответственностью «Вешкаймский хлеб», «Чуфаровский продукт»,  «Агроснаб», «Основа»,  «Золотая поляна»;
- предприятия строительной индустрии –общества с ограниченной ответственностью  «Союз», «Новый день», «Чуфаровский завод профилей»;
- предприятия жилищно-коммунального комплекса:        муниципальные унитарные предприятия «Жилсервис», «Тепловик»,  «Ермоловский коммунальщик», «УК ЖКХ», ООО «Жильё», производственный участок открытого акционерного общества «Федеральные сетевая компания Единой энергетической системы» Средне-волжского предприятия магистральных электрических сетей., ФилиалПАО «МРСК Волга» Ульяновские распределительные сети Барышский ПО Вешкаймский РЭС, АО «Ульяновская сетевая компания», Филиал газпрома газораспределения Ульяновск в с. Б.Нагаткино.
Общество с ограниченной ответственностью «Шарловский леспромхоз». Основной вид экономической деятельности лесовосстановительный и заготовка древесины.  Численность работников – 46 человек, средняя заработная плата – 7,9 тыс. руб. За 2015 произведено продукции на18,4 млн. руб. или 103,3% к уровню 2014 года.
Общество с ограниченной ответственностью «Рамщик». Вид деятельности - деревообработка и производство  изделий из дерева. Численность работников – 52 человека, объём производства продукции – 22,1 млн. руб., средняя заработная плата – 7,9 тыс. руб.
Общество с ограниченной ответственностью «Вешкаймское лесное хозяйство» занимается лесовосстановительной деятельностью, деревообработкой и производством  изделий из дерева. Численность работников – 77 человек, средняя заработная плата – 23,1 тыс. руб. объём производства продукции – 42,4млн.руб. или 116,5 %.
Общество с ограниченной ответственностью «Союз» производит строительный облицовочный кирпич. Среднесписочная численность работников 28 человек, средняя заработная плата 19,9 тыс. руб. Произведено  на 01.10.2015 кирпича 1190,9 тыс. штук  на 10,1 млн. руб.
Общество с ограниченной ответственностью «Вешкаймский хлеб» выпекает хлебобулочные изделия и мучные кондитерские изделия не длительного хранения. Ассортимент хлебобулочных  и кондитерских изделий: хлеб – 8 наименований, булочные изделия – 12, кондитерские изделия – 43.
Среднесписочная численность 65 человек среднемесячная заработная 11,0 тыс. руб., объём производства 32,4 млн. руб., или 115,3% к уровню 2014 года.
Муниципальное  унитарное  предприятие «Жилсервис» - основные виды деятельности оказание коммунальных услуг: холодное водоснабжение, водоотведение, сбор и вывоз ТБО, содержание и ремонт жилого фонда Среднесписочная численность 100 человек, среднемесячная заработная плата 12,9 тыс. руб.
Муниципальное  унитарное  предприятие « УК ЖКХ» - основные виды деятельности оказание коммунальных услуг: теплоснабжение Среднесписочная численность 40 человек, среднемесячная заработная плата 15,0 тыс. руб.
Муниципальное  унитарное  предприятие «Тепловик» - основные виды деятельности оказание коммунальных услуг: теплоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, сбор и вывоз ТБО. Среднесписочная численность 30 человек, среднемесячная заработная плата 13,0 тыс. руб.
Муниципальное  унитарное  предприятие «Ермоловский коммунальщик» - основные виды деятельности оказание коммунальных услуг: холодное водоснабжение. Среднесписочная численность 22 человека, среднемесячная заработная плата 7,3 тыс. руб.
Анализ показателей промышленного производства дает основание сделать вывод, что промышленные предприятия в районе развиваются неравномерно   и структура его не является оптимальной.
Организации района наращивают объемы производства, увеличивают рынки сбыта продукции, вкладывают инвестиции в развитие собственных производств, но, вместе с тем  потенциал развития промышленного производства в районе еще не раскрыт.
Потенциал развития промышленного производства может быть направлен в сферу производства строительных материалов, глубокой обработки древесины, переработки продукции сельскохозяйственного назначения,  добычу полезных ископаемых.
Выше обозначенные промпредприятия района являются градообразующими и бюджетообразующими хозяйствующими субъектами.
Инвестиции
Успешное социально-экономическое развитие муниципального образования во многом определяется способностью органов местного самоуправления создавать условия для стимулирования предпринимательской инициативы и расширения инвестиционной активности в экономике.
Инвестиции в основной капитал


Показатели

2013

2014

2015

9 месяцев 2016года

Инвестиции в основной капитал (в фактически действовавших ценах млн. руб.)

 

96.3

 

79.5

 

70.2

 

13,3

Индекс физического объёма инвестиций в основной капитал (в постоянных ценах; в процентах к предыдущему году)

 

76.4

 

79.7

 

79.4

 

49,8

Объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования за 9 месяцев 2016 года составил 13,4 млн.рублей, сократился к соответствующему периоду 2015 года в 2 раза. По данным статистики, 62.0% инвестиции в основной капитал это собственные средства, 38% бюджетные средства.
Наибольшая доля средств в 2016 году приходится на улучшение материальной технической базы учреждений: на приобретение машин, обору-дования и транспортных средств – 48,1% здания 6,0 %, прочее -45,9%.
На сегодняшний день, в реестре инвестиционных проектов муниципального образования, включая проекты малого и среднего бизнеса, значится 109 проектов с суммарным объёмом инвестиций 561,5 тыс. руб., который, к сожалению, не в полном объёме находит свое отражение в статистических данных Ульяновсксстата. Объём инвестиций по району формируется не полному кругу, а повыборке.
В 2016 году значительное сокращение объемов инвестиций  у предприятий связанное с периодом ослабления экономической ситуации, ограниченными собственными средствами и отсутствием крупных инвестиционных проектов реализуемых на территории района.
В населённых пунктах с. Ермоловка, с. Бекетовка, с.Вешкайма, р.п.Вешкайма активно развиваются сельскохозяйственные предприятия, а вместе с ними и социальная инфраструктура. Ведется текущий ремонт объектов социальной сферы: школ, сельских домов культуры, детских садов.
Ресурсный потенциал, географические и логистические факторы позволяют развивать на территории района проекты полного цикла.
Малое и среднее предпринимательство
Несмотря на пропаганду предпринимательской деятельности и реализацию программных проектов, по улучшению бизнес климата в муниципальном образовании, прироста количества субъектов предпринимательства на территории района не происходит.
Число индивидуальных предпринимателей


Наименование показателей

2013

2014

2015

2016

2016/2015, %

Число индивидуальных предпринимателей (поставленных на учёт в Статрегистре на конец года, чел.)

 

358

 

371

 

366

 

353

 

96.5

Количество индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица, включенных в Статрегистр на 01.01.2017 года составляет 353  единицы   и  оно уменьшилось, по отношению к 2015 году на 13 единиц, к 2014 году на 18  единиц.
Основным видом экономической деятельности индивидуальных предпринимателей от общего числа является:  розничная торговля 53.5 % (188 ед.), сельское хозяйство 18.0% (64 ед.), обрабатывающие производства -9.9% (35 ед.), транспорт и связь – 6.5% (23 ед.).
Численность работающих в сфере предпринимательства  более 2700 человек, что составляет 32.0%  от численности экономически активного населения района.
Доля налоговых поступлений в консолидированный бюджет муниципального образования в виде ЕНВД, УСНО, патентной системы составила  10,3%.  В 2016 году предпринимателями района было создано 303 новых рабочих места (2015 год – 246 ед).
Причиной неактивного развития предпринимательства в различных сферах деятельности является высокое налогообложение, арендная плата, ограниченность внутреннего рынка, удаленность от внешнего рынка сбыта готовой продукции, жесткость кредитно-денежной политики банков, приводящая к  недостатку источников финансирования бизнеса, отсутствие круглогодичного спроса. 
В целях повышения предпринимательской активности и расширения спектра услуг, предоставляемых субъектами малого предпринимательства на территории муниципального образования, администрацией посредством государственных, муниципальных программ, бизнес-конкурсов реализуются мероприятия по активной пропаганде, повышению имиджа и поддержки малого и среднего предпринимательства.
Администрацией муниципального образования на протяжении последних 8 лет (2009-2017 годы) не повышается коэффициент К_2 единого налога на вменённый доход для отдельных видов предпринимательской деятельности.        
В районе работает  автономная некоммерческая организация «Центр развития предпринимательства Вешкаймского района Ульяновской области. Сотрудники центра оказывают информационные, консультационные, образовательные и прочие услуги субъектам малого и среднего предпринимательства, включая сопровождение их деятельности. Было заключено 17 договоров сопровождения, оказано1184 консультационная услуга по вопросам финансирования, маркетингового сопровождения, получения кредита и проведено 24 семинара. БолееУчитывая то, что ряд предпринимателей проживают не у нас в районе   283 субъекта предпринимательства  из 366  (77%) воспользовались услугами центра.
Принята муниципальная программа «Развитие малого и среднего предпринимательства МО «Вешкаймский район» на 2017-2020 годы». Объём финансирования мероприятий 2017 года составляет 450,0 тыс.руб.
Малое и среднее предпринимательство - это сектор экономики, во многом определяющий темпы экономического роста, структуру экономики района и состояние занятости населения, который, к сожалению, не в полном объеме подпадает под статистическое наблюдение и поэтому не отражает фактического состояния дел.
Наша задача - научиться ценить каждого работодателя. Район- это единое экономическое пространство, где главными факторами являются устойчивое развитие экономики и, как следствие, достижение более высокого уровня благосостояния и качества жизни  населения.  Потребительский рынок
В муниципальном образовании достаточно хорошо развита сфера розничной торговли. Данную деятельность на территории осуществляют в основном микро предприятия с численностью до 15 человек, что затрудняет получение данных по обороту розничной торговли. Инфраструктура потребительского рынка представлена 212 объектами торговли, с общей торговой площадью 6920кв. метров, из них специализированых продовольственных  магазинов 8, непродовольственных -24, минимаркеты 143, 3 магазина федеральных торговых сетей.  Кроме того, функционирует 1 ярмарочная площадка, на которой реализуется сельхозпродукция с личных подворий, продукция, доставляемая индивидуальными предпринимателями из других районов области (мясо, рыба, фрукты и т.д.), товары непродовольственной группы. В  населенных пунктах, почтовые отделения осуществляют торговлю товарами первой необходимости.
На территории р.п.Вешкайма  действуют три автозаправочная станция, 1 аптека,  5 аптечных киосков, 2 пекарни, 1 хлебозавод.
Общественное питание на данный момент представлено исключительно столовыми образовательных учреждений. Действуют одно кафе в с. Каргино и общедоступная столовая -кафе в р.п. Вешкайма.
Оборот розничной торговли в 2016 году составил 239.1 млн.руб. Индекс физического объёма к 2015 году составил 93.2%, к 2013 году 87,6%.
Оборот общественного питания на территории муниципального образования в 2016 году увеличился в сравнении с 2015 годом на 12.7% и составил 5.86 млн.рублей.
Незначительное увеличение вышеперечисленных показателей связано не с расширением сети розничной торговли и объектов общественного питания, а с повышением уровня потребительских цен, что говорит о сохранении структуры потребительского рынка на прежнем уровне,  об отсутствии его развития и расширения на территории муниципального образования.
Открыты торговые точки местных сельхоз товаропроизводителей по реализации овощей, молока и молочных продуктов, мяса и мясных полуфабрикатов. В торговых предприятиях предложены к реализации товары местных производителей: хлеб и хлебобулочные изделия, макаронные изделия (ООО «Вешкаймский хлеб», индивидуальных предпринимателей Плоховой Елены Валерьевны, Алеакбяровой Светланы Ивановны, общества с ограниченной ответственностью «Чуфаровский продукт», молоко и молочные продукты,  мясо и мясные полуфабрикаты, колбасные изделия, яйцо куриное (СПК колхоз им. Калинина, ООО «Персонал», крестьянско-фермерские хозяйства Вашурина Александра Михайловича, Добряковой Людмилы Анатольевны, минеральная вода (общества с ограниченной ответственностью «Основа», пиво (обществ с ограниченной ответственностью «Агроснаб»,) овощи Лапушкиной Светланы Алексеевны.
Большое количество предпринимателей, которые занимаются овощеводством, реализуют свою продукцию как у нас в регионе, так и за его пределами.
Администрация района постоянно анализирует работу в сфере потребительского рынка, определяя наиболее узкие места в обслуживании населения, проводит постоянные встречи с руководителями торговых предприятий.
Работа по увеличению доли продукции местных товаропроизводителей  находится на постоянном контроле у администрации.
Бытовое обслуживание на территории муниципального образования в основном представлено парикмахерскими  (7 ед.),  мастерскими  по  ремонту и пошивом одежды (2 ед.), ремонтом обуви (1 ед.), СТО.
Сохраняется относительно стабильная ситуация на рынке труда
Численность экономически активного населения составляет 8,9 тыс. человек, работающего в экономике 6,5 тыс. человек, в том числе на крупных и средних предприятиях района - 2,5 тысячи человек.
За 2016 год число прибывших граждан в район составило 596 человек, выбывших – 431. Миграционный отток составил (-165) человек. Эта динамика неблагоприятно сказывается на трудовых ресурсах муниципального образования. Зачастую с территории выезжают квалифицированные кадры, специалисты различных сфер деятельности. Выезжает из сельской местности молодежь, которая стремится сменить место жительства на городское.
Инвестиции в человеческий капитал сейчас важнее, чем вложения в средства производства и капитальное строительство, поэтому необходима четкая ориентация системы образования на потребности рынка труда и создание прочной связи «образование-работа-образование".
На 01.01.2017 уровень регистрируемой безработицы на территории муниципального образования составил 0.37% , что на 0,04% меньше, чем в предыдущем периоде и в 3,9 раза меньше уровня регистрируемой безработицы в целом по Ульяновской области (на конец 2016 года – 1,6%). Количество граждан признанных безработными - 30 человек. Данный показатель стабилизировался с 2012 года и остается, практически, неизменным за последние три года.
Среднемесячная начисленная заработная плата на одного работника по  крупным и средним предприятиям муниципального образования по итогам 2016 года составила 18 210 рубля и увеличилась к уровню 2015 года на 4,3%. (по области- 26100 руб.)
Просроченной задолженности по заработной плате нет.
В бюджетной сфере в соответствии с Указами Президента РФ от 07.05.2012 № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике» в течение 2012 - 2015 гг. осуществляется поэтапное повышение заработной платы педагогических работников и работников культуры. Среднемесячная заработная плата педагогических работников повышалась в несколько этапов, в результате чего в общеобразовательных учреждениях среднемесячная  начисленная заработная педагогических работников образовательных учреждений общего образования составила  23540 рублей, дополнительного образования - 23281 рублей. Среднемесячная заработная плата по учреждениям культуры в настоящее время составляет 12673 рублей.
В 2017 году продолжится работа по повышению заработной платы педагогических работников и работников культуры.
В 2016 году работодателя района было создано 403новых рабочих мест, в том числе 105 высокопроизводительных с уровнем заработной платы больше 15000 рублей.
Актуальными остаются проблемы рынка труда – неформальная занятость и выплата заработной платы в «конвертах».
         Первоочередные задачи 2017 года
16 января 2017 года Президент Российской Федерации В.В.Путин подписал Указ об утверждении основ государственной политики регионального развития РФ на период до 2025 года.
Новая политика концентрируется на достижении 4-х основных целей:
- снятие инфраструктурных ограничений и ускоренное пространственное развитие России;
- совершенствование внутренней миграционной политики, создание условий для переезда граждан на территории с лучшими условиями жизни;
- раскрытие потенциала саморазвития регионов;
- совершенствование межбюджетных отношений.
И как отметил С.И.Морозов  на Муниципальном форуме 30.01.2017 «Очевидно, что достижение выбранных целей невозможно без распространения принципов новой региональной политики на муниципальные образования, без привлечения граждан к решению региональных и местных задач.»
Принципы новой региональной политики закреплены в Доктрине развития муниципальных образований и «хорошего управления» на территории Ульяновской области. В основу всей системы управления на муниципальном уровне заложены 12 принципов:
1) справедливое представительство
2) реагирование
3) открытость переменам
4)  открытость и прозрачность
5)  верховенство права
6) эффективность и результативность
7)  отчетность
8)  этическое поведение
9) компетентность и способность
10) устойчивое развитие и долгосрочные ориентиры (стратегия социально-экономического развития МО до 2020 года, Стратегия развития социально-экономического развития до 2030 года)
11) права человека, культурное многообразие и социальная сплоченность
12) здоровое финансовое управление.
Обозначены целевые показатели темпов экономического роста как минимум 5 процентов.
В 2017 году в муниципальном образовании будут внедряться целевые модели регулирования и право применения в сфере формирования  делового климата:
- государственный кадастровый учёт;
- государственная регистрация прав;
- получение разрешения на строительство;
- технологическое присоединение к электросетям, к сетям газоснабжения;
- подключение к инфраструктуре тепло-, водоснабжения и водоотведения;
- поддержка малого и среднего предпринимательства.

Начальник управления экономики                                              Н.Ю. Шилкина

Просмотров: 2244